Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология ЦЭ
Вариант № 117
1.  
i

В эко­си­сте­ме кон­су­мен­ты вто­ро­го по­ряд­ка за­па­са­ют 2 · 105 кДж энер­гии. Сколь­ко про­цен­тов от ва­ло­вой пер­вич­ной про­дук­ции за­па­са­ет­ся в виде чи­стой пер­вич­ной про­дук­ции, если из­вест­но, что про­ду­цен­ты дан­ной эко­си­сте­мы по­гло­ща­ют 8 · 109 кДж сол­неч­ной энер­гии, а КПД фо­то­син­те­за со­став­ля­ет 1%? Пе­ре­ход энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом 10 %.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

2.  
i

Опре­де­ли­те ткани цвет­ко­вых рас­те­ний по опи­са­нию:

ОПИ­СА­НИЕ

A)  об­ра­зо­ва­на жи­вы­ми клет­ка­ми с не­рав­но­мер­но утол­щен­ны­ми обо­лоч­ка­ми; при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния

Б)  со­сто­ит из живых кле­ток с тон­кой обо­лоч­кой и круп­ным ядром; об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к де­ле­нию; обес­пе­чи­ва­ет рост рас­те­ния

В)  со­сто­ит из кле­ток раз­лич­ной формы и круп­ных меж­клет­ни­ков; вы­пол­ня­ет вен­ти­ля­ци­он­ную и ды­ха­тель­ную функ­ции

ТКАНЬ

1)  фло­э­ма

2)  ме­ри­сте­ма

3)  пе­ри­дер­ма

4)  эпи­дер­мис

5)  кол­лен­хи­ма

6)  воз­ду­хо­нос­ная па­рен­хи­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A6Б3B1.

3.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те сте­бель дре­вес­ных цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

а  — со­сто­ит из коры, дре­ве­си­ны и серд­це­ви­ны

б  — в со­став луба вхо­дят тра­хе­иды, вы­пол­ня­ю­щие опор­ную и про­во­дя­щую функ­ции

в  — рас­тет в тол­щи­ну за счет де­ле­ния кле­ток кам­бия

г  — обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­дви­же­ние про­дук­тов фо­то­син­те­за из ли­стьев в корни

д  — яв­ля­ет­ся ге­не­ра­тив­ным ор­га­ном

1) а, б, в
2) а, в, г
3) б, в, д
4) а, г, д
4.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для кси­ле­мы по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

 

а  — яв­ля­ет­ся слож­ной тка­нью, со­сто­я­щей из не­сколь­ких типов кле­ток

б  — ос­нов­ной функ­ци­о­наль­ный эле­мент со­сто­ит из живых кле­ток с гу­стой ци­то­плаз­мой и мел­ки­ми ва­ку­о­ля­ми

в  — обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и рас­тво­рен­ных в ней ве­ществ

г  — об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те де­ле­ния кле­ток лу­бя­ных во­ло­кон

1) а, б
2) а, в
3) в, г
4) толь­ко а
5.  
i

Ви­до­из­ме­нен­ным по­бе­гом яв­ля­ет­ся(-ются):

1) лист си­ре­ни;
2) ко­рень то­ма­та;
3) сте­бель яч­ме­ня;
4) кор­не­ви­ще ку­пе­ны;
5) корни-при­сос­ки по­грем­ка.
6.  
i

На схеме стро­е­ния цвет­ка стол­бик пе­сти­ка обо­зна­чен циф­рой:

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
7.  
i

Общим при­зна­ком для бак­те­рии, вы­зы­ва­ю­щей ту­бер­ку­лез, и ви­ру­са, вы­зы­ва­ю­ще­го гер­пес, яв­ля­ет­ся на­ли­чие:

1) ри­бо­сом
2) кле­точ­ной стен­ки
3) нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты
4) бел­ко­вой обо­лоч­ки - кап­си­да
8.  
i

Общим при­зна­ком для ви­ру­са, вы­зы­ва­ю­ще­го по­лио­ми­е­лит, и бак­те­рии, вы­зы­ва­ю­щей столб­няк, яв­ля­ет­ся:

1) на­ли­чие ме­зо­сом
2) от­сут­ствие ми­то­хон­дрий
3) от­сут­ствие нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты
4) бес­по­лое раз­мно­же­ние путем де­ле­ния клет­ки на­двое
9.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии бак­те­рий:

а)  всем бак­те­ри­ям для ды­ха­ния не­об­хо­дим кис­ло­род;

б)  бо­лез­не­твор­ные бак­те­рии яв­ля­ют­ся сим­бион­та­ми;

в)  для ци­анобак­те­рий ха­рак­тер­но ав­то­троф­ное пи­та­ние;

г)  ква­ше­ние ка­пу­сты осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий;

д)  по­верх­ност­ный ап­па­рат всех бак­те­ри­аль­ных кле­ток вклю­ча­ет ци­то­плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну и сли­зи­стую кап­су­лу.

1) а, 6, г;
2) а, в, д;
3) 6, в, г;
4) в, г, д.
10.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие ви­ру­сы от бак­те­рий:

 

а  — на­ли­чие сли­зи­стой кап­су­лы

б  — на­ли­чие кап­си­да

в  — раз­мно­жа­ют­ся де­ле­ни­ем клет­ки на­двое

г  — яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми хо­ле­ры

1) а, в
2) б, в
3) б, г
4) толь­ко б
11.  
i

Общим при­зна­ком для бак­те­рии, вы­зы­ва­ю­щей диф­те­рию, и ви­ру­са, вы­зы­ва­ю­ще­го па­ро­тит, яв­ля­ет­ся:

1) на­ли­чие плаз­мо­лем­мы
2) от­сут­ствие ядер­ной обо­лоч­ки
3) на­ли­чие дву­мем­бран­ных ор­га­но­и­дов
4) бес­по­лое раз­мно­же­ние путем де­ле­ния клет­ки на­двое
12.  
i

К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся:

1) рас­те­ния-па­ра­зи­ты
2) аэроб­ные бак­те­рии
3) пла­стин­ча­тые грибы
4) ко­ло­ни­аль­ные про­ти­сты
13.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие бак­те­рии от ви­ру­сов:

 

а  — кри­стал­ли­че­ская форма

б  — спо­ро­об­ра­зо­ва­ние

в  — могут иметь до­пол­ни­тель­ную ли­по­про­те­ид­ную обо­лоч­ку

г  — яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ге­па­ти­та

1) а, б
2) а, г
3) б, в
4) толь­ко б
14.  
i

Из­вест­но, что бак­те­рия яв­ля­ет­ся анаэ­роб­ной па­то­ген­ной ба­цил­лой. Вы­бе­ри­те из тек­ста пред­ло­же­ния, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

 

(1)Столб­няк  — острое ин­фек­ци­он­ное за­бо­ле­ва­ние, вы­зы­ва­е­мое бак­те­ри­ей. (2)Это круп­ная грам­по­ло­жи­тель­ная па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щая один из самых силь­ных био­ло­ги­че­ских ядов. (3)По­верх­ность клет­ки по­кры­та мно­го­чис­лен­ны­ми жгу­ти­ка­ми. (4)Бак­те­рия об­ра­зу­ет оваль­ные споры, пре­вы­ша­ю­щие диа­метр клет­ки в 2−3 раза. (5)Они устой­чи­вы к воз­дей­стви­ям внеш­ней среды и могут дли­тель­ное время со­хра­нять­ся в почве. (6)Для сво­е­го раз­ви­тия эта бак­те­рия не тре­бу­ет на­ли­чия сво­бод­но­го кис­ло­ро­да.

1) 1, 2, 4;
2) 1, 2, 6;
3) 1, 5, 6;
4) 2, 3, 5;
5) 3, 4, 6.
15.  
i

Из­вест­но, что воз­бу­ди­те­лем столб­ня­ка яв­ля­ет­ся по­движ­ная анаэ­роб­ная ба­цил­ла. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний тек­ста, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

(1) Воз­бу­ди­тель столб­ня­ка  — круп­ная па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щая один из самых силь­ных био­ло­ги­че­ских ядов. (2) По­верх­ность клет­ки по­кры­та мно­го­чис­лен­ны­ми жгу­ти­ка­ми. (3) Бак­те­рия об­ра­зу­ет оваль­ные споры, пре­вы­ша­ю­щие диа­метр клет­ки в 2–3 раза. (4) Хо­ро­шо рас­тет при тем­пе­ра­ту­ре 36–37 °С на пи­та­тель­ных сре­дах, со­дер­жа­щих мяс­ной экс­тракт и глю­ко­зу. (5) Для сво­е­го раз­ви­тия эта бак­те­рия не нуж­да­ет­ся в на­ли­чии сво­бод­но­го кис­ло­ро­да.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

16.  
i

Из­вест­но, что воз­бу­ди­те­лем чумы яв­ля­ет­ся ге­те­ро­троф­ная аэроб­ная ба­цил­ла. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний тек­ста, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

(1) Воз­бу­ди­тель чумы  — ко­рот­кая па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия. (2) Она не имеет жгу­ти­ка и не об­ра­зу­ет спор. (3) Для сво­е­го раз­ви­тия бак­те­рия нуж­да­ет­ся в на­ли­чии сво­бод­но­го кис­ло­ро­да; оп­ти­маль­ный тем­пе­ра­тур­ный режим  — в пре­де­лах 27−28 °С. (4) Хо­ро­шо рас­тет на пи­та­тель­ных сре­дах, со­дер­жа­щих ами­но­кис­ло­ты, уг­ле­во­ды. (5) Она устой­чи­ва к низ­ким тем­пе­ра­ту­рам, хо­ро­шо пе­ре­но­сит за­мо­ра­жи­ва­ние, чув­стви­тель­на к воз­дей­ствию пря­мо­го сол­неч­но­го света.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

17.  
i

Из­вест­но, что бак­те­рия яв­ля­ет­ся анаэ­роб­ной па­то­ген­ной ба­цил­лой. Вы­бе­ри­те из тек­ста пред­ло­же­ния, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

 

(1)Че­ло­ве­че­ство на про­тя­же­нии всей своей ис­то­рии стра­да­ло от раз­ру­ши­тель­ных вспы­шек хо­ле­ры, ко­то­рая

рас­про­стра­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, в форме эпи­де­мии и яв­ля­ет­ся острой ки­шеч­ной ин­фек­ци­ей, вы­зы­ва­е­мой бак­те­ри­ей. (2)Это гра­мот­ри­ца­тель­ная, изо­гну­тая или пря­мая па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия. (З)Она имеет жгу­тик, ко­то­рый в 2−3 раза длин­нее тела клет­ки. (4)Эта бак­те­рия не об­ра­зу­ет спор, не имеет кап­су­лы. (5)Она может жить и раз­ви­вать­ся при от­сут­ствии в среде сво­бод­но­го кис­ло­ро­да. (б)Устой­чи­вость к воз­дей­стви­ям внеш­ней среды от­но­си­тель­но не­вы­со­кая, бак­те­рия чув­стви­тель­на к вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре, кис­ло­там, солям, сол­неч­но­му свету.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 5;
3) 1, 5, 6;
4) 2, 3, 4;
5) 4, 5, 6.
18.  
i

К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся:

1) сфаг­но­вые мхи
2) грибы-па­ра­зи­ты
3) па­лоч­ко­вид­ные бак­те­рии
4) ге­те­ро­троф­ные про­ти­сты
19.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие ви­ру­сы от бак­те­рий:

 

а  — на­ли­чие му­ре­и­но­вой кле­точ­ной стен­ки

б  — на­ли­чие су­пер­кап­си­да

в  — раз­мно­жа­ют­ся де­ле­ни­ем клет­ки на­двое

г  — яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми по­лио­ми­е­ли­та

1) а, в
2) а, г
3) б, в
4) б, г
20.  
i

Общим при­зна­ком для ви­ру­са, вы­зы­ва­ю­ще­го ге­па­тит, и бак­те­рии, вы­зы­ва­ю­щей си­бир­скую язву, яв­ля­ет­ся:

1) на­ли­чие ри­бо­сом
2) спо­соб­ность к раз­мно­же­нию
3) от­сут­ствие ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла
4) от­сут­ствие ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны
21.  
i

К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся:

1) сфаг­но­вые мхи
2) са­про­троф­ные бак­те­рии
3) муч­ни­сто­ро­ся­ные грибы
4) од­но­кле­точ­ные про­ти­сты
22.  
i

К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся:

1) анаэ­роб­ные бак­те­рии
2) ав­то­ге­те­ро­троф­ные про­ти­сты
3) зе­ле­ные мхи
4) дрож­же­вые грибы
23.  
i

К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся:

1) ша­ро­вид­ные бак­те­рии
2) все вы­мер­шие ор­га­низ­мы
3) труб­ча­тые грибы
4) од­но­кле­точ­ные про­ти­сты
24.  
i

Общим при­зна­ком для ви­ру­са, вы­зы­ва­ю­ще­го бе­шен­ство, и бак­те­рии, вы­зы­ва­ю­щей си­бир­скую язву, яв­ля­ет­ся:

1) на­ли­чие кле­точ­ной стен­ки
2) от­сут­ствие нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты
3) от­сут­ствие дву­мем­бран­ных ор­га­но­и­дов
4) вос­про­из­ве­де­ние толь­ко в живых клет­ках дру­гих ор­га­низ­мов
25.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие ви­ру­сы от бак­те­рий:

 

а  — ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал пред­став­лен одним видом нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты (ДНК или РНК)

б  — име­ет­ся бел­ко­вая обо­лоч­ка

в  — в не­бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях об­ра­зу­ют споры

г  — яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ту­бер­ку­ле­за

1) а, б
2) а, г
3) б, в
4) б, г
26.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для ля­гуш­ки озер­ной:

а)  череп по­движ­но со­чле­нен с по­зво­ноч­ни­ком; б) име­ет­ся на­руж­ный слу­хо­вой про­ход; в) пе­ред­ний мозг

раз­де­лен на два по­лу­ша­рия; г) кожа голая, со­дер­жит мно­го­чис­лен­ные же­ле­зы; д) раз­ви­тие пря­мое, без ли­чи­ноч­ной ста­дии.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) а, г, д;
4) 6, в, д.
27.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

1) тело дрож­жей пред­став­ле­но оди­ноч­ны­ми клет­ка­ми
2) у гри­бов, так же как и у жи­вот­ных, за­па­са­ет­ся гли­ко­ген
3) тру­то­вые грибы па­ра­зи­ти­ру­ют на куль­тур­ных и ди­ко­рас­ту­щих зла­ках
4) во­ло­кон­ни­ца крас­не­ю­щая и опе­нок лож­ный яв­ля­ют­ся ядо­ви­ты­ми для че­ло­ве­ка гри­ба­ми
28.  
i

Опре­де­ли­те гриб по опи­са­нию:

 

— вы­зы­ва­ет микоз рас­те­ний;

— раз­мно­жа­ет­ся спо­ра­ми;

— в пе­ри­од спо­ро­но­ше­ния об­ра­зу­ет боль­шое ко­ли­че­ство тем­ных спор, из-за чего по­ра­жен­ная часть рас­те­ния вы­гля­дит как бы обуг­лен­ной.

1) мукор
2) тру­то­вик
3) пе­ни­цилл
4) го­лов­не­вый гриб
29.  
i

Грибы от­ли­ча­ют­ся от боль­шин­ства рас­те­ний тем, что они:

1) пи­та­ют­ся ге­те­ро­троф­но;
2) имеют кле­точ­ное стро­е­ние;
3) могут раз­мно­жать­ся бес­по­лым спо­со­бом;
4) по­гло­ща­ют из почвы воду и ми­не­раль­ные соли;
5) в ка­че­стве за­пас­но­го уг­ле­во­да ис­поль­зу­ют крах­мал.
30.  
i

Сы­ро­еж­ка жел­тая  — это гриб:

1) плес­не­вый
2) па­ра­зи­ти­че­ский
3) шля­поч­ный ядо­ви­тый
4) шля­поч­ный съе­доб­ный
31.  
i

Му­хо­мор крас­ный  — это гриб:

1) плес­не­вый
2) па­ра­зи­ти­че­ский
3) шля­поч­ный ядо­ви­тый
4) шля­поч­ный съе­доб­ный
32.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен гриб:

1) тру­то­вый
2) плес­не­вый
3) го­ловнёвый
4) шля­поч­ный
33.  
i

У ля­гуш­ки озер­ной:

1) пря­мое раз­ви­тие
2) дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела
3) име­ет­ся на­руж­ный слу­хо­вой про­ход
4) по­зво­ноч­ник со­сто­ит из двух от­де­лов: ту­ло­вищ­но­го и крест­цо­во­го
34.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны(-ен):

1) дрож­жи;
2) тру­то­вый гриб;
3) шля­поч­ный гриб пе­ни­цилл;
4) шля­поч­ный гриб мукор;
5) плес­не­вый гриб мукор.
35.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

1) у тру­то­вых гри­бов пло­до­вое тело ко­пы­то­об­раз­ное, де­ре­вя­ни­стое;
2) блед­ная по­ган­ка и пе­ни­цилл яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ми­ко­зов рас­те­ний;
3) у шам­пи­ньо­на споры со­зре­ва­ют на пла­стин­ках с ниж­ней сто­ро­ны шляп­ки;
4) для гри­бов, так же как и для рас­те­ний, ха­рак­тер­но на­ли­чие кле­точ­ной стен­ки.
36.  
i

Спо­ры­нья и го­лов­не­вые грибы имеют:

1) раз­ные типы пи­та­ния и раз­ные спо­со­бы
2) раз­ные типы пи­та­ния, но сход­ный спо­соб
3) оди­на­ко­вый тип пи­та­ния и сход­ный спо­соб
4) оди­на­ко­вый тип пи­та­ния, но раз­ные спо­со­бы
37.  
i

Белый гриб - это Гриб:

1) плес­не­вый
2) па­ра­зи­ти­че­ский
3) шля­поч­ный ядо­ви­тый
4) шля­поч­ный съе­доб­ный
38.  
i

У ля­гуш­ки озер­ной:

1) трех­ка­мер­ное серд­це
2) внут­рен­нее опло­до­тво­ре­ние
3) ор­га­ны вы­де­ле­ния — та­зо­вые почки
4) по­зво­ноч­ник со­сто­ит из пяти от­де­лов: шей­но­го, груд­но­го, по­яс­нич­но­го, крест­цо­во­го и хво­сто­во­го
39.  
i

Раз­ный спо­соб пи­та­ния имеют:

1) мукор и пе­ни­цилл;
2) пе­ни­цилл и дрож­жи;
3) шам­пи­ньон и тру­то­вик;
4) бо­ро­вик и под­бе­ре­зо­вик.
40.  
i

Сы­ро­еж­ка жел­тая  — это гриб:

1) плес­не­вый
2) па­ра­зи­ти­че­ский
3) шля­поч­ный ядо­ви­тый
4) шля­поч­ный съе­доб­ный
41.  
i

Опре­де­ли­те гриб по опи­са­нию:

 

— са­про­троф;

— ми­це­лий со­сто­ит из одной силь­но вы­тя­ну­той раз­ветв­лен­ной клет­ки с мно­го­чис­лен­ны­ми яд­ра­ми;

— имеет ша­ро­вид­ные спо­ран­гии.

1) мукор
2) тру­то­вик
3) пе­ни­цилл
4) спо­ры­нья
42.  
i

Опре­де­ли­те гриб по опи­са­нию:

 

— са­про­троф;

— ми­це­лий об­ра­зо­ван длин­ны­ми ги­фа­ми, раз­де­лен­ны­ми на от­дель­ные клет­ки;

— на кон­цах раз­ветв­ле­ний гиф рас­по­ло­же­ны це­поч­ки спор.

1) мукор
2) дрож­жи
3) пе­ни­цилл
4) спо­ры­нья
43.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для ля­гуш­ки озер­ной:

а)  по­зво­ноч­ник со­сто­ит из че­ты­рех от­де­лов: шей­но­го, ту­ло­вищ­но­го, крест­цо­во­го и хво­сто­во­го; б) ор­га­ны

вы­де­ле­ния  — та­зо­вые почки; в) пи­ще­вод в ниж­ней части рас­ши­рен и об­ра­зу­ет зоб: г) глаза за­щи­ще­ны по­движ­ны­ми ве­ка­ми и ми­га­тель­ной пе­ре­пон­кой; д) в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ли­чи­ноч­ная ста­дия.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) а, г, д;
4) 6, в, д.
44.  
i

Вы­бе­ри­те ор­га­низ­мы, ко­то­рые яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ля­ми од­но­го

и того же от­де­ла:

а)  орляк;

г)  саль­ви­ния;

б)  люпин;

д)  щи­тов­ник.

в)  це­т­ра­рия;

1) а, б, д;
2) а, в, г;
3) а, г, д;
4) б, в, д.
45.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

1) в от­ли­чие от рас­те­ний у гри­бов нет оформ­лен­но­го ядра
2) y ры­жи­ка споры со­зре­ва­ют под шляп­кой от­кры­то, по­кры­ва­ло от­суг­ству­ет
3) ми­це­лий пе­ни­цил­ла со­сто­ит из гиф, раз­де­лен­ных пе­ре­го­род­ка­ми на клет­ки
4) ржав­чин­ные и го­лов­не­вые грибы яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ми­ко­зов рас­те­ний
46.  
i

Опре­де­ли­те гриб по опи­са­нию:

 

— вы­зы­ва­ет микоз рас­те­ний;

— ми­це­лий об­ра­зу­ет­ся из спор, ко­то­рые по­па­да­ют на по­вре­жден­ные части живых де­ре­вьев;

— пло­до­вые тела обыч­но твер­дые, де­ре­вя­ни­стые.

1) мукор
2) тру­то­вик
3) пе­ни­цилл
4) го­лов­не­вый гриб
47.  
i

Опре­де­ли­те гриб по опи­са­нию:

 

— са­про­троф;

— раз­ви­ва­ет­ся на ор­га­ни­че­ских остат­ках рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния;

— об­ра­зу­ет пле­сень бе­ло­го цвета, ко­то­рая впо­след­ствии чер­не­ет;

— имеет спо­ран­гии ша­ро­вид­ной формы.

1) мукор
2) тру­то­вик
3) пе­ни­цилл
4) го­лов­не­вый гриб
48.  
i

Белый гриб  — это гриб:

1) плес­не­вый
2) па­ра­зи­ти­че­ский
3) шля­поч­ный ядо­ви­тый
4) шля­поч­ный съе­доб­ный
49.  
i

Одним из при­зна­ков, по ко­то­рым про­ти­сты прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ют­ся от бак­те­рий, яв­ля­ет­ся:

1) мно­го­кле­точ­ность;
2) ав­то­троф­ный тип пи­та­ния;
3) от­сут­ствие па­ра­зи­ти­че­ских форм;
4) на­ли­чие мем­бран­ных ор­га­но­и­дов.
50.  
i

На схеме стро­е­ния корня рас­те­ния циф­рой 3 обо­зна­че­на зона:

1) де­ле­ния
2) вса­сы­ва­ния
3) про­ве­де­ния
4) рас­тя­же­ния и диф­фе­рен­ци­ров­ки
51.  
i

Вы­бе­ри­те два при­зна­ка, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для эв­гле­ны зе­ле­ной и воль­вок­са:

 

1)  бес­по­лое раз­мно­же­ние

2)  ко­ло­ни­аль­ная ор­га­ни­за­ция тал­ло­ма

3)  пе­ре­дви­же­ние с по­мо­щью жгу­ти­ков

4)  уда­ле­ние не­пе­ре­ва­рен­ных остат­ков пищи через по­ро­ши­цу

5)  че­ре­до­ва­ние в жиз­нен­ном цикле по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

52.  
i

Уло­трикс:

1) имеет нит­ча­тый тал­лом
2) яв­ля­ет­ся ко­ло­ни­аль­ной во­до­рос­лью
3) в ка­че­стве ре­зерв­но­го уг­ле­во­да за­па­са­ет гли­ко­ген
4) при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту при­да­точ­ны­ми кор­ня­ми
53.  
i

Плод ку­ку­ру­зы  — это:

1) по­ча­ток;
2) се­мян­ка;
3) зер­нов­ка;
4) сбор­ная ко­стян­ка.
54.  
i

На­ли­чие ча­ше­вид­но­го хло­ро­пла­ста и све­то­чув­стви­тель­но­го глаз­ка ха­рак­тер­но для:

1) амебы;
2) спи­ро­ги­ры;
3) ин­фу­зо­рии;
4) ла­ми­на­рии;
5) хла­ми­до­мо­на­ды.
55.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  у мхов при про­рас­та­нии споры об­ра­зу­ет­ся про­то­не­ма;

2)  среди па­по­рот­ни­ков име­ют­ся эпи­фи­ты, лианы, вод­ные и дре­во­вид­ные рас­те­ния;

3)  у сфаг­но­вых мхов и па­по­рот­ни­ков име­ет­ся под­зем­ный сте­бель  — кор­не­ви­ще, от ко­то­ро­го от­хо­дят корни и ли­стья;

4)  в от­ли­чие от ку­куш­ки­но­го льна обык­но­вен­но­го у ор­ля­ка обык­но­вен­но­го ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том;

5)  ку­куш­кин лен обык­но­вен­ный, сфаг­нум мяг­кий и дру­гие мхи имеют бес­цвет­ный, ли­шен­ный хло­ро­фил­ла га­ме­то­фит, ко­то­рый раз­ви­ва­ет­ся в сим­би­о­зе с гри­ба­ми.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

56.  
i

Ука­жи­те, что в схеме жиз­нен­но­го цикла уло­трик­са (см. рис.) обо­зна­че­но циф­рой 2:

1) бес­по­лое по­ко­ле­ние;
2) ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии;
3) ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние;
4) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий спо­ро­фит;
5) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий га­ме­то­фит.
57.  
i

У уло­трик­са:

 

а  — нит­ча­тый га­ме­то­фит;

б  — тал­лом при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту ри­зо­и­да­ми

в  — хло­ро­пласт в виде не­за­мкну­то­го по­яс­ка

г  — по­ло­вой про­цесс  — конъ­юга­ция

1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) в, г
58.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) про­ка­ри­о­ты раз­мно­жа­ют­ся путем спо­ро­об­ра­зо­ва­ния
2) аэроб­ное ды­ха­ние у бак­те­рий про­те­ка­ет в ми­то­хон­дри­ях
3) кокки — это па­лоч­ко­вид­ные (удли­нен­ные) клет­ки про­ка­ри­от
4) с уча­сти­ем бак­те­рий, осу­ществ­ля­ю­щих бро­же­ние, про­ис­хо­дит ква­ше­ние ка­пу­сты
59.  
i

Про­чи­тай­те текст.Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния фи­зио­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Хвощ

по­ле­вой:

 

(1)Хвощ по­ле­вой рас­тет в лесах, на лугах, окра­и­нах болот, по бе­ре­гам во­до­е­мов. (2)Он пред­по­чи­та­ет пес­ча­ную, уме­рен­но влаж­ную почву с по­вы­шен­ной кис­лот­но­стью. (З)Хвощ от­но­сит­ся к све­то­лю­би­вым рас­те­ни­ям, но может вы­дер­жи­вать за­те­не­ние. (4)Спо­ро­но­сит хвощ в ап­ре­ле  — на­ча­ле мая. (5)Спо­ро­нос­ные ко­лос­ки у него жел­то­ва­то-ко­рич­не­вые, крас­но­ва­тые или бу­ро­ва­тые, до 30 см вы­со­той, 2−6 см в диа­мет­ре, с 8−12 глад­ки­ми реб­ра­ми. (6)Из спор до­воль­но быст­ро вы­рас­та­ют за­рост­ки га­ме­то­фи­тов, на ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии. (7)Опло­до­тво­ре­ние про­ис­хо­дит толь­ко при на­ли­чии воды.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

60.  
i

Круп­ный, чаще под­ко­во­об­раз­ный хло­ро­пласт и бес­по­лый спо­соб раз­мно­же­ния не­по­движ­ны­ми спо­ра­ми ха­рак­тер­ны для:

1) амебы;
2) эв­гле­ны;
3) хло­рел­лы;
4) не­ни­цил­ла;
5) ин­фу­зо­рии.
61.  
i

На ри­сун­ке внут­рен­не­го стро­е­ния ли­шай­ни­ка ниж­няя кора обо­зна­че­на циф­рой:

1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
62.  
i

Зу­бян­ка клуб­не­нос­ная и сфаг­нум мяг­кий яв­ля­ют­ся:

1) объ­ек­та­ми са­до­вод­ства;
2) ви­да­ми, за­не­сен­ны­ми в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь;
3) ви­да­ми-кос­мо­по­ли­та­ми;
4) куль­тур­ны­ми тра­вя­ни­сты­ми рас­те­ни­я­ми.
63.  
i

В от­ли­чие от щи­тов­ни­ка муж­ско­го у ку­куш­ки­на льна обык­но­вен­но­го:

 

а  — ав­то­троф­ное пи­та­ние спо­ро­фи­та

б  — име­ют­ся ан­те­ри­дии

в  — га­ме­то­фи­том яв­ля­ет­ся зе­ле­ное ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние

г  — нет кор­ней

д  — спо­ро­фит не имеет ли­стьев

1) а, б, в, г
2) б, в, д
3) в, г, д
4) толь­ко г
64.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те так­сон, к ко­то­ро­му оно при­над­ле­жит:

Жи­вот­ное

A)  ост­ри­ца дет­ская

Б)  ак­ти­ния кор­ко­вая

B)  гидра сте­бель­ча­тая

Г)  со­саль­щик пе­че­ноч­ный

Д)  три­хи­нел­ла спи­раль­ная

Так­сон

1)  тип Хор­до­вые

2)  тип Мол­люс­ки

3)  тип Чле­ни­сто­но­гие

4)  тип Плос­кие черви

5)  тип Круг­лые черви

6)  тип Коль­ча­тые черви

7)  тип Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1Д1.

65.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те так­сон, к ко­то­ро­му оно при­над­ле­жит:

Жи­вот­ное

A)  пес­ко­жил

Б)  не­ре­ис зе­ле­ный

B)  бо­ко­плав Пал­ла­са

Г)  ко­ро­мыс­ло боль­шое

Д)  без­зу­б­ка обык­но­вен­ная

Так­сон

1)  тип Хор­до­вые

2)  тип Мол­люс­ки

3)  тип Чле­ни­сто­но­гие

4)  тип Плос­кие черви

5)  тип Круг­лые черви

6)  тип Коль­ча­тые черви

7)  тип Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1Д1.

66.  
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  ко­рень оду­ван­чи­ка и кор­не­ви­ще пырея

Б)  кры­лья ле­ту­чей мыши и кры­лья ба­боч­ки

В)  по­чеч­ные чешуи то­по­ля и ко­люч­ки как­ту­са

Г)  ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы яще­ри­цы

Д)  бе­га­тель­ные ко­неч­но­сти та­ра­ка­на и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

67.  
i

Срав­ни­те пред­ло­жен­ные пары ор­га­нов (струк­тур) между собой и со­от­не­си­те их со спо­со­ба­ми осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию дан­ных ор­га­нов (струк­тур):

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бо­ярыш­ни­ка
Б) ядо­ви­тые же­ле­зы паука и ядо­ви­тые же­ле­зы змеи
B) кры­лья ба­боч­ки и кры­лья ле­ту­чей мыши
Г) млеч­ные же­ле­зы и по­то­вые же­ле­зы мле­ко­пи­та­ю­щих
Д) жабры го­ло­ва­сти­ков и жабры ли­чи­нок стре­коз

Спо­соб эво­лю­ции

1) ди­вер­ген­ция
2) кон­вер­ген­ция

68.  
i

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

ПРИ­МЕР

А)  ги­гант­ская эно­те­ра (2n=48) по­лу­че­на на ос­но­ве по­лип­ло­и­дии из обыч­ной формы эно­те­ры (2n=24)

Б)  в Се­вер­ном по­лу­ша­рии про­из­рас­та­ет три близ­ко­род­ствен­ных вида лист­вен­ниц: ев­ро­пей­ская — в Ев­ро­пе, да­ур­ская — в Во­сточ­ной Си­би­ри, аме­ри­кан­ская — в Се­вер­ной Аме­ри­ке

B)  на се­но­кос­ных лугах су­ще­ству­ет не­сколь­ко под­ви­дов боль­шо­го по­грем­ка, один из ко­то­рых успе­ва­ет от­цве­сти и дать се­ме­на до укоса, дру­гой цве­тет в конце лета после укоса

ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

1)  сим­пат­ри­че­ское

2)  ал­ло­пат­ри­че­ское

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

69.  
i

В ходе эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия по­зво­ноч­ных жи­вот­ных на этапе дроб­ле­ния об­ра­зу­ет­ся:

1) эк­то­дер­ма;
2) бла­сто­цель;
3) пер­вич­ный рот;
4) нерв­ная труб­ка;
5) по­кров­ный эпи­те­лий.
70.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) фор­ми­ро­ва­ние мощ­ной ку­ти­ку­лы у мно­гих эн­до­па­ра­зи­тов
2) при­спо­соб­ле­ние бо­лез­не­твор­ных бак­те­рий к ле­кар­ствен­ным пре­па­ра­там
3) фор­ми­ро­ва­ние се­зон­ных рас у по­грем­ка, про­из­рас­та­ю­ще­го на се­но­кос­ных лугах
4) пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние ку­ко­лок ба­боч­ки кра­пив­ни­цы, име­ю­щих ти­пич­ную окрас­ку, сов­па­да­ю­щую с окрас­кой коры де­ре­вьев
71.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  нерв­ная труб­ка

2)  пер­вич­ная по­лость тела

3)  хи­ти­ни­зи­ро­ван­ная ку­ти­ку­ла

4)  шей­ный отдел по­зво­ноч­ни­ка

5)  три слу­хо­вые ко­сточ­ки в сред­нем ухе

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

72.  
i

Сла­бое раз­ви­тие ор­га­нов чувств у поч­вен­ных скрыт­но­жи­ву­щих коль­ча­тых чер­вей со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те:

1) есте­ствен­но­го от­бо­ра
2) пря­мой борь­бы между осо­бя­ми
3) опре­де­лен­ной из­мен­чи­во­сти
4) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти
73.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  губ­ча­тые лег­кие

2)  во­ло­ся­ной по­кров

3)  чле­ни­стые ко­неч­но­сти

4)  кожно-му­скуль­ный мешок

5)  го­лов­ной мозг из пяти от­де­лов

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.